Катастрофа SSJ 100 в Шереметьеве — авиационная катастрофа, произошедшая 5 мая 2019 года.
Авиалайнер Sukhoi Superjet 100 с бортовым номером RA-89098, совершавший рейс «Москва — Мурманск», был вынужден вернуться в аэропорт Шереметьево из-за технических неполадок. Причиной неполадок стало поражение самолёта разрядом атмосферного электричества на высоте 2100 м. Во время, близкое к моменту поражения самолёта разрядом, по данным мировой грозопеленгационной сети наблюдались грозовые очаги к северо-западу от аэропорта Шереметьево (в 18.05 и 18.28 мск времени) на удалении 28-31 км.
Во время посадки самолёт получил повреждения, ставшие причиной возникновения пожара. По уточнённым данным СК России, погиб 41 человек, в том числе один член экипажа, несколько госпитализировано.
Самолёт Sukhoi Superjet 100-95 (RRJ-95B), регистрационный № RA-89098, заводской № 95135, носил имя «Мустай Карим», первый полёт совершил 21 июня 2017 года. В сентябре 2017 года был передан в авиакомпанию «Аэрофлот». В апреле 2019 года прошёл последнюю плановую проверку.
Самолёт совершал регулярный рейс «Аэрофлота» SU1492 «Москва — Мурманск» из аэропорта Шереметьево.
В 18:03 по московскому времени (UTC+3) самолёт взлетел.
В 18:11 установленный на борту ответчик УВД выдал код 7600 — «потеря связи». Согласно опубликованным расшифровкам бортовых самописцев, экипаж связался с наземными службами и сообщил, что в самолёт попала молния, из-за чего появились проблемы со связью и отключилось автоматическое управление. Командир воздушного судна запросил разрешение на посадку. Позже выжившие пассажиры сообщили, что в это же время им было объявлено о возвращении в аэропорт «по техническим причинам».
В 18:25 код ответчика изменился на 7700 — «аварийная или другая нештатная ситуация». До приземления паники на борту не было, сам самолёт не трясло и он плавно снижался.
В 18:30 самолёт совершил грубую посадку с множественными отскоками от взлётно-посадочной полосы. В результате произошло разрушение топливных баков, разлив топлива и сильный пожар в задней части самолёта.
В 18:31, через минуту после посадки руководитель полётов по организации воздушного движения Шереметьево объявил сигнал «Тревога»[16]. В это же время началась эвакуация пассажиров силами экипажа по двум надувным трапам в носовой части.
В 18:32 к горящему самолёту прибыл первый расчёт аварийно-спасательной команды аэропорта и начал тушить пожар. В последующие две минуты к нему присоединились ещё пять расчётов.
В 18:35 спасатели вошли в горящий борт.
В 18:48 пожар был потушен. Под воздействием огня самолёт частично разрушился.
Из 78 человек (73 пассажиров и 5 членов экипажа) выжили 37 (33 пассажира и 4 члена экипажа), погиб 41 человек (40 пассажиров и 1 член экипажа). Почти все погибшие занимали места в хвостовой части самолёта, с 11 по 20 ряд.
Расследование авиационного происшествия ведёт комиссия Межгосударственного авиационного комитета.
В связи с происшествием следственные органы Московского межрегионального СУ на транспорте СК России возбудили уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлёкшее по неосторожности смерть двух и более лиц).
По решению председателя СК России уголовное дело передали для дальнейшего расследования в центральный аппарат ведомства.
Специалистами МАК начато исследование бортовых самописцев. Параметрический самописец получил серьёзные повреждения в результате воздействия высоких температур, состояние речевого самописца удовлетворительное.
Причины катастрофы По состоянию на 6 мая 2019 года следствие рассматривало несколько версий, включая недостаточную квалификацию пилотов, диспетчеров и обслуживающего персонала, отказ техники и неблагоприятные погодные условия.
Авиалайнер Sukhoi Superjet 100 с бортовым номером RA-89098, совершавший рейс «Москва — Мурманск», был вынужден вернуться в аэропорт Шереметьево из-за технических неполадок. Причиной неполадок стало поражение самолёта разрядом атмосферного электричества на высоте 2100 м. Во время, близкое к моменту поражения самолёта разрядом, по данным мировой грозопеленгационной сети наблюдались грозовые очаги к северо-западу от аэропорта Шереметьево (в 18.05 и 18.28 мск времени) на удалении 28-31 км.
Во время посадки самолёт получил повреждения, ставшие причиной возникновения пожара. По уточнённым данным СК России, погиб 41 человек, в том числе один член экипажа, несколько госпитализировано.
В 18:03 по московскому времени (UTC+3) самолёт взлетел.
В 18:11 установленный на борту ответчик УВД выдал код 7600 — «потеря связи». Согласно опубликованным расшифровкам бортовых самописцев, экипаж связался с наземными службами и сообщил, что в самолёт попала молния, из-за чего появились проблемы со связью и отключилось автоматическое управление. Командир воздушного судна запросил разрешение на посадку. Позже выжившие пассажиры сообщили, что в это же время им было объявлено о возвращении в аэропорт «по техническим причинам».
В 18:25 код ответчика изменился на 7700 — «аварийная или другая нештатная ситуация». До приземления паники на борту не было, сам самолёт не трясло и он плавно снижался.
В 18:30 самолёт совершил грубую посадку с множественными отскоками от взлётно-посадочной полосы. В результате произошло разрушение топливных баков, разлив топлива и сильный пожар в задней части самолёта.
В 18:31, через минуту после посадки руководитель полётов по организации воздушного движения Шереметьево объявил сигнал «Тревога»[16]. В это же время началась эвакуация пассажиров силами экипажа по двум надувным трапам в носовой части.
В 18:32 к горящему самолёту прибыл первый расчёт аварийно-спасательной команды аэропорта и начал тушить пожар. В последующие две минуты к нему присоединились ещё пять расчётов.
В 18:35 спасатели вошли в горящий борт.
В 18:48 пожар был потушен. Под воздействием огня самолёт частично разрушился.
Из 78 человек (73 пассажиров и 5 членов экипажа) выжили 37 (33 пассажира и 4 члена экипажа), погиб 41 человек (40 пассажиров и 1 член экипажа). Почти все погибшие занимали места в хвостовой части самолёта, с 11 по 20 ряд.
В связи с происшествием следственные органы Московского межрегионального СУ на транспорте СК России возбудили уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлёкшее по неосторожности смерть двух и более лиц).
По решению председателя СК России уголовное дело передали для дальнейшего расследования в центральный аппарат ведомства.
Специалистами МАК начато исследование бортовых самописцев. Параметрический самописец получил серьёзные повреждения в результате воздействия высоких температур, состояние речевого самописца удовлетворительное.
По состоянию на 6 мая 2019 года следствие рассматривало несколько версий, включая недостаточную квалификацию пилотов, диспетчеров и обслуживающего персонала, отказ техники и неблагоприятные погодные условия.