Азимутальное подруливающее устройство — в судостроении гребной винт, расположенный в поворачивающейся на 360° колонке. Такое устройство заменяет руль и позволяет швартоваться в стеснённых условиях, не привлекая буксир.
Азимутальное подруливающее устройство может быть как дополнительным движителем корабля, так и основным. Основным часто является на современных специализированных судах: буксирах, ледоколах.
Механическая с вертикальным валом (англ. L-drive); Механическая с горизонтальным валом (англ. Z-drive); Электрическая (англ. Azipod). По количеству винтов в колонке:
Одновинтовое; Двухвинтовое тандемное (винты вращаются в одну сторону); Двухвинтовое оппозитное (винты вращаются в разные стороны). В моторных яхтах зачастую азимутальное устройство поворачивается не на все 360°, а лишь в некотором секторе.
Лёгкое маневрирование на низких скоростях, вплоть до швартовки без буксира. Короткий остановочный путь, заодно не требуется реверсирование винта. Недостатки:
Применение[ Крупные яхты и пассажирские суда (например, Queen Mary 2) — для упрощения манёвров по гавани. Буксиры, спасательные суда, плавучие буровые, научно-исследовательские суда — судам этих классов надо точно маневрировать или даже ложиться в дрейф (подруливать так, чтобы независимо от ветра и волн положение судна оставалось неизменным). Ледоколы и ледокольные суда (струя воды от подруливающего устройства хорошо очищает проход от плавающих льдин). Военные корабли прибрежной зоны (в частности, десантные корабли «Мистраль»).
Азимутальное подруливающее устройство может быть как дополнительным движителем корабля, так и основным. Основным часто является на современных специализированных судах: буксирах, ледоколах.
По типу передачи:
Механическая с вертикальным валом (англ. L-drive);
Механическая с горизонтальным валом (англ. Z-drive);
Электрическая (англ. Azipod).
По количеству винтов в колонке:
Одновинтовое;
Двухвинтовое тандемное (винты вращаются в одну сторону);
Двухвинтовое оппозитное (винты вращаются в разные стороны).
В моторных яхтах зачастую азимутальное устройство поворачивается не на все 360°, а лишь в некотором секторе.
Преимущества:
Лёгкое маневрирование на низких скоростях, вплоть до швартовки без буксира.
Короткий остановочный путь, заодно не требуется реверсирование винта.
Недостатки:
Затруднён ремонт в пути.
Крупные яхты и пассажирские суда (например, Queen Mary 2) — для упрощения манёвров по гавани.
Буксиры, спасательные суда, плавучие буровые, научно-исследовательские суда — судам этих классов надо точно маневрировать или даже ложиться в дрейф (подруливать так, чтобы независимо от ветра и волн положение судна оставалось неизменным).
Ледоколы и ледокольные суда (струя воды от подруливающего устройства хорошо очищает проход от плавающих льдин).
Военные корабли прибрежной зоны (в частности, десантные корабли «Мистраль»).