Воронежский трамвай — трамвайная система, функционировавшая в Воронеже с 1926 по 2009 год, с перерывом в военное время. К концу XX века была одной из крупнейших в России.
Строительство городского трамвая шло в 1913—1914 гг., однако движение было запущено лишь 16 мая 1926 года. Воронежский трамвай был 39-м в Союзе по общему счёту, и третьим, построенным при советской власти. Его открытие описано в романе Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» (пуск Старгородского трамвая).
Движение трамваев между левым и правым берегами реки Воронеж осуществлялось по двум мостам — Вогрэсовскому (до 2003 года) и до января 2008 года по уникальному двухэтажному Северному мосту. Основной трамвайной магистралью являлась Кольцовская улица: по ней проходило наибольшее число трамвайных маршрутов.
Закат воронежского трамвая начался в 2001 году, после демонтажа основной трамвайной линии по Московскому проспекту. Официальной причиной были названы имеющиеся долги предприятия, износ фондов и общее устаревание трамвайного транспорта в мире. Система закрыта 15 апреля 2009 года, а Воронеж (вместо Тольятти) стал крупнейшим в России и Европе городом без рельсового городского транспорта.
В действующей редакции генерального плана развития города, утвержденного в 2008 году, предусматривается сохранение трамвайного движения. Согласно заявлениям местных органов власти, планируется создание системы легкорельсового транспорта.
Строительство городского трамвая шло в 1913—1914 гг., однако движение было запущено лишь 16 мая 1926 года. Воронежский трамвай был 39-м в Союзе по общему счёту, и третьим, построенным при советской власти. Его открытие описано в романе Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» (пуск Старгородского трамвая).
Движение трамваев между левым и правым берегами реки Воронеж осуществлялось по двум мостам — Вогрэсовскому (до 2003 года) и до января 2008 года по уникальному двухэтажному Северному мосту. Основной трамвайной магистралью являлась Кольцовская улица: по ней проходило наибольшее число трамвайных маршрутов.
Закат воронежского трамвая начался в 2001 году, после демонтажа основной трамвайной линии по Московскому проспекту. Официальной причиной были названы имеющиеся долги предприятия, износ фондов и общее устаревание трамвайного транспорта в мире. Система закрыта 15 апреля 2009 года, а Воронеж (вместо Тольятти) стал крупнейшим в России и Европе городом без рельсового городского транспорта.
В действующей редакции генерального плана развития города, утвержденного в 2008 году, предусматривается сохранение трамвайного движения. Согласно заявлениям местных органов власти, планируется создание системы легкорельсового транспорта.