Реостатный контроллер — многопозиционный коммутационный аппарат в реостано-контакторной системе управления тяговыми двигателями подвижного состава. Является частным случаем контроллера электрического двигателя. Реостатный контроллер осуществляет введение пускотормозных реостатов в цепь питания тягового электродвигателя перед началом движения и последовательного выведения, то есть отключения, этих реостатов в процессе ускорения поезда.
Кулачковый контроллер Замыкание и размыкание контактов контроллера осуществляется кулачковым валом, который приводится во вращение от серводвигателя. Кулачковый реостатный контроллер получил широкое распространение на трамваях и троллейбусах, производимых в СССР.
Кулачковый реостатный контроллер надежный и долговечный, допускает протекание токов, превышающих расчетные, но имеет в своем составе большое количество контактных групп, требующих периодического обслуживания. Кроме того, кулачковый контроллер имеет малое количество позиций, что не обеспечивает плавности выведения реостатов.
Пальцевый контроллер (ускоритель) Реостатный контроллер, совмещенный с пуско-тормозным реостатом. Представляет собой кольцевой изолятор, на котором по кругу укреплены элементы пускового реостата. Внутри изолятора вращается ротор с подвижным контактом. В зависимости от положения подвижного контакта изменяется сопротивление реостатов, введенных в цепь питания тягового двигателя. По принципу действия ускоритель похож на переменный резистор. Существуют модификации ускорителя, где на роторе закреплен не подвижный контакт, а ролик, прижимающий токоведущий элемент реостата к кольцевому токоприемнику, закрепленному на кольцевом изоляторе. Ускорители применялись на трамвайных вагонах, производимых в Европе и США. В СССР эксплуатировались вагоны Т3 производства ЧССР, также оснащенные ускорителями.
Ускоритель имеет большое число ступеней вывода реостатов (на вагоне Т3 - 75 ступеней), что обеспечивает плавность разгона. В то же время ускоритель не допускает перегрева элементов реостата, а при превышении тока происходит подгорание подвижного контакта.
Замыкание и размыкание контактов контроллера осуществляется кулачковым валом, который приводится во вращение от серводвигателя. Кулачковый реостатный контроллер получил широкое распространение на трамваях и троллейбусах, производимых в СССР.
Кулачковый реостатный контроллер надежный и долговечный, допускает протекание токов, превышающих расчетные, но имеет в своем составе большое количество контактных групп, требующих периодического обслуживания. Кроме того, кулачковый контроллер имеет малое количество позиций, что не обеспечивает плавности выведения реостатов.
Реостатный контроллер, совмещенный с пуско-тормозным реостатом. Представляет собой кольцевой изолятор, на котором по кругу укреплены элементы пускового реостата. Внутри изолятора вращается ротор с подвижным контактом. В зависимости от положения подвижного контакта изменяется сопротивление реостатов, введенных в цепь питания тягового двигателя. По принципу действия ускоритель похож на переменный резистор. Существуют модификации ускорителя, где на роторе закреплен не подвижный контакт, а ролик, прижимающий токоведущий элемент реостата к кольцевому токоприемнику, закрепленному на кольцевом изоляторе. Ускорители применялись на трамвайных вагонах, производимых в Европе и США. В СССР эксплуатировались вагоны Т3 производства ЧССР, также оснащенные ускорителями.
Ускоритель имеет большое число ступеней вывода реостатов (на вагоне Т3 - 75 ступеней), что обеспечивает плавность разгона. В то же время ускоритель не допускает перегрева элементов реостата, а при превышении тока происходит подгорание подвижного контакта.