AAD, от англ. Automatic Activation Device — устройство автоматического раскрытия запасного парашюта (далее прибор).
Все современные приборы электронные и используют пиропатрон, перерезающий петлю удерживающую клапан запасного парашюта.
Первые приборы для автоматического раскрытия парашюта появились ещё до второй мировой войны, и были механическими[1]. Многие механические приборы используются до сегодняшнего дня, например ППК-У, однако с появлением электронных приборов они остались в основном на десантных системах, например Д-1-5.
В России использование прибора обязательно. Установка прибора допускается только сертифицированным риггером, так как связана с операциями с запасным парашютом.
Все электронные приборы имеют схожую логику, обусловленную условиями эксплуатации.
Прибор включается на земле в начале дня (обычно для включения и выключения используется 4 нажатия подряд). При включении прибор проводит тестирование всех компонентов и несколько раз измеряет текущее атмосферное давление, которое принимает за высоту 0 метров.
Однако в течение дня атмосферное давление может меняться. Изменение давления с 760 до 750 мм ртутного столба соответствует изменению высоты «земли» на 90 метров. Прибор два раза в минуту считывает текущее давление и вносит поправки на давление.
В самолёте прибор начинает отсчёт высоты, и по достижении минимально безопасной высоты (как правило около 500 метров), встает в боевой режим.
Во время прыжка с парашютом прибор непрерывно измеряет давление (высоту) и скорость падения. В случае, если парашютист находится ниже критической высоты (около 225 метров) и имеет скорость выше 35 м/с, прибор с помощью пиропатрона перерубает зачековочную петлю запасного парашюта. Освободившаяся «медуза» запасного парашюта отбрасывается пружиной и вытягивает запасной парашют. На терминальной скорости запасной парашют раскрывается около 100—150 метров.
Ниже 40 метров прибор деактивируется, так как на этой высоте ввод запасного парашюта уже не имеет смысла.
В теории, использование прибора может иметь и свои минусы. Например, ввод запасного парашюта прибором во время раскрытия основного парашюта может привести к двойному отказу. Однако плюсы от использования прибора несомненны. Официальный список спасённых прибором Cypres с 1991 года превышает 2000 человек.
При использовании прибора следует обратить особое внимание на:
переезд с одного аэродрома на другой со включённым прибором герметизация и наддув салона самолёта во время взлёта точки взлёта и посадки значительно отличаются по высоте при полёте в вингсьюте прибор может не сработать из-за слишком низкой вертикальной скорости полёта на современных скоростных парашютах теоретически возможно превысить скорость снижения 35 м/с во время интенсивного разворота, что может привести к срабатыванию прибора Всё это является особенностями работы приборов, и указано в инструкциях по эксплуатации.
регулярное платное обслуживание/поверку/замену батарей (Cypres), стоимость которого за время эксплуатации соизмерима со стоимостью прибора, ложные срабатывания при выполнении разгонного манёвра под наполненным рабочим куполом (сделана попытка исправить недостаток выпуском версий Swoop у Cypres или переключением режима у Vigil), ложные срабатывания на ЛА с герметичным салоном, ложные срабатывания при резком снижении ЛА на высотах около 300 метров, из-за низкого качества изготовления пиропатрона имелся случай недореза и защемления петли запасного парашюта пиропатроном на верхнем клапане ранца, приведшее к невыходу запасного парашюта даже после ручного выдёргивания кольца и гибели спортсменки (Польша, прибор Argus). Кроме того, при выполнении низкой отцепки с задержкой для стабилизации необходимая для сработки прибора вертикальная скорость иногда не успевает быть достигнутой, что приводит к ненаполнению запасного парашюта и гибели парашютиста (анализ парашютных происшествий).
С учётом перечисленных недостатков снижение риска для жизни/здоровья от применения электронных приборов без RSL в сравнении с простыми механическими укомплектованными RSL не очевидно. Кроме того, после приобретения некоторого опыта парашютистом основная причина получения повреждений/гибели — столкновение с землёй при полностью рабочем основном куполе (ошибки пилотирования), — с учётом которой разница в снижении риска от применения механических или электронных приборов ещё более незаметна.
Все современные приборы электронные и используют пиропатрон, перерезающий петлю удерживающую клапан запасного парашюта.
Первые приборы для автоматического раскрытия парашюта появились ещё до второй мировой войны, и были механическими[1]. Многие механические приборы используются до сегодняшнего дня, например ППК-У, однако с появлением электронных приборов они остались в основном на десантных системах, например Д-1-5.
В России использование прибора обязательно. Установка прибора допускается только сертифицированным риггером, так как связана с операциями с запасным парашютом.
Прибор включается на земле в начале дня (обычно для включения и выключения используется 4 нажатия подряд). При включении прибор проводит тестирование всех компонентов и несколько раз измеряет текущее атмосферное давление, которое принимает за высоту 0 метров.
Однако в течение дня атмосферное давление может меняться. Изменение давления с 760 до 750 мм ртутного столба соответствует изменению высоты «земли» на 90 метров. Прибор два раза в минуту считывает текущее давление и вносит поправки на давление.
В самолёте прибор начинает отсчёт высоты, и по достижении минимально безопасной высоты (как правило около 500 метров), встает в боевой режим.
Во время прыжка с парашютом прибор непрерывно измеряет давление (высоту) и скорость падения. В случае, если парашютист находится ниже критической высоты (около 225 метров) и имеет скорость выше 35 м/с, прибор с помощью пиропатрона перерубает зачековочную петлю запасного парашюта. Освободившаяся «медуза» запасного парашюта отбрасывается пружиной и вытягивает запасной парашют. На терминальной скорости запасной парашют раскрывается около 100—150 метров.
Ниже 40 метров прибор деактивируется, так как на этой высоте ввод запасного парашюта уже не имеет смысла.
При использовании прибора следует обратить особое внимание на:
переезд с одного аэродрома на другой со включённым прибором
герметизация и наддув салона самолёта во время взлёта
точки взлёта и посадки значительно отличаются по высоте
при полёте в вингсьюте прибор может не сработать из-за слишком низкой вертикальной скорости полёта
на современных скоростных парашютах теоретически возможно превысить скорость снижения 35 м/с во время интенсивного разворота, что может привести к срабатыванию прибора
Всё это является особенностями работы приборов, и указано в инструкциях по эксплуатации.
регулярное платное обслуживание/поверку/замену батарей (Cypres), стоимость которого за время эксплуатации соизмерима со стоимостью прибора,
ложные срабатывания при выполнении разгонного манёвра под наполненным рабочим куполом (сделана попытка исправить недостаток выпуском версий Swoop у Cypres или переключением режима у Vigil),
ложные срабатывания на ЛА с герметичным салоном,
ложные срабатывания при резком снижении ЛА на высотах около 300 метров,
из-за низкого качества изготовления пиропатрона имелся случай недореза и защемления петли запасного парашюта пиропатроном на верхнем клапане ранца, приведшее к невыходу запасного парашюта даже после ручного выдёргивания кольца и гибели спортсменки (Польша, прибор Argus).
Кроме того, при выполнении низкой отцепки с задержкой для стабилизации необходимая для сработки прибора вертикальная скорость иногда не успевает быть достигнутой, что приводит к ненаполнению запасного парашюта и гибели парашютиста (анализ парашютных происшествий).
С учётом перечисленных недостатков снижение риска для жизни/здоровья от применения электронных приборов без RSL в сравнении с простыми механическими укомплектованными RSL не очевидно. Кроме того, после приобретения некоторого опыта парашютистом основная причина получения повреждений/гибели — столкновение с землёй при полностью рабочем основном куполе (ошибки пилотирования), — с учётом которой разница в снижении риска от применения механических или электронных приборов ещё более незаметна.