АИ-222-25 — двухконтурный турбореактивный двигатель семейства АИ-222.
Разработка Запорожским МКБ «Прогресс» им. А. Г. Ивченко началась в 1999 году на базе двигателя АИ-22, ГСИ завершены в 2008 году. Предназначен для учебно-тренировочного самолёта Як-130
От АИ-22 новые двигатели отличает изменённая конструкция камеры сгорания, турбин высокого и низкого давления. Турбина высокого давления унифицирована с турбиной газогенератора двигателя Д-27. По желанию заказчика могут устанавливаться сопла с управляемым вектором тяги и форсажной камерой. Для этой цели для АИ-222-25 разработано новое поворотное сопло, представляющее собой отдельный модуль, который установлен на фланец задней опоры турбины двигателя. Конструкция модуля позволяет отклонять сопло на угол до 20 градусов в любом направлении от оси двигателя.
Впервые на двигателях такого класса применена цифровая система автоматического управления, совмещённая с системами тестирования и диагностики уровня FADEC. Модульная конструкция позволяет эксплуатировать двигатели по состоянию.
В 2004 году освоено производство двигателей на ММПП «Салют».
В настоящее время двигатели АИ-222-25 для самолетов Як-130 выпускают НПЦГ «Салют» и «Мотор Сич». В 2009 году финансирование российской стороны по этому двигателю практически отсутствовало — «Салют» не получал денег по полгода. В рамках сотрудничества приходилось переходить на бартер.
В 2009 году произведено 12 двигателей на ОАО Салют, в 2010 г. план — 58 шт., в 2012 г. — 33.
Двигателями АИ-222-25Ф (с форсажной камерой) оснащены китайские учебно-боевые самолеты Hongdu L-15 Lift. Всего до 2015 года Китай получит 250 таких двигателей.
В апреле 2015 года НПЦ газотурбостроения «Салют» объявил об освоении полного цикла производства авиадвигателей АИ-222-25. Ранее авиадвигатель производился в кооперации с украинскими предприятиями «Мотор Сич» и «Ивченко Прогресс» в соотношении 50:50. Однако сейчас «Салют» освоил полное изготовление всех узлов двигателя.
Двухвальный двигатель состоит из 2-ступенчатого КНД, выполненного по технологии блиск, 8-ступенчатого КВД, кольцевой камеры сгорания, одноступенчатой ТВД и одноступенчатой ТНД, сопла. Двигатель имеет нижнее расположение коробки агрегатов.
Длина 1960 мм Диаметр 630 мм Масса сухая 440 кг Удельный расход топлива 0,64 кг/кгс ч Степень двухконтурности 1,19 Температура газа перед турбиной 1470°К Взлётная тяга 2516 кгс Тяга двигателя на максимальном режиме на высоте 5 км при М = 0,6 равна 1450 кгс На крейсерском режиме на высоте 10 км и М = 0,6 составляет 300 кгс АИ-222-25Ф
Тяга на уровне моря при н.у. 4200 кгс На высоте 11 км при скорости 1,4 Маха 2760 кгс Масса 560 кг
Разработка Запорожским МКБ «Прогресс» им. А. Г. Ивченко началась в 1999 году на базе двигателя АИ-22, ГСИ завершены в 2008 году. Предназначен для учебно-тренировочного самолёта Як-130
От АИ-22 новые двигатели отличает изменённая конструкция камеры сгорания, турбин высокого и низкого давления. Турбина высокого давления унифицирована с турбиной газогенератора двигателя Д-27. По желанию заказчика могут устанавливаться сопла с управляемым вектором тяги и форсажной камерой. Для этой цели для АИ-222-25 разработано новое поворотное сопло, представляющее собой отдельный модуль, который установлен на фланец задней опоры турбины двигателя. Конструкция модуля позволяет отклонять сопло на угол до 20 градусов в любом направлении от оси двигателя.
Впервые на двигателях такого класса применена цифровая система автоматического управления, совмещённая с системами тестирования и диагностики уровня FADEC. Модульная конструкция позволяет эксплуатировать двигатели по состоянию.
В 2004 году освоено производство двигателей на ММПП «Салют».
В настоящее время двигатели АИ-222-25 для самолетов Як-130 выпускают НПЦГ «Салют» и «Мотор Сич». В 2009 году финансирование российской стороны по этому двигателю практически отсутствовало — «Салют» не получал денег по полгода. В рамках сотрудничества приходилось переходить на бартер.
В 2009 году произведено 12 двигателей на ОАО Салют, в 2010 г. план — 58 шт., в 2012 г. — 33.
Двигателями АИ-222-25Ф (с форсажной камерой) оснащены китайские учебно-боевые самолеты Hongdu L-15 Lift. Всего до 2015 года Китай получит 250 таких двигателей.
В апреле 2015 года НПЦ газотурбостроения «Салют» объявил об освоении полного цикла производства авиадвигателей АИ-222-25. Ранее авиадвигатель производился в кооперации с украинскими предприятиями «Мотор Сич» и «Ивченко Прогресс» в соотношении 50:50. Однако сейчас «Салют» освоил полное изготовление всех узлов двигателя.
Диаметр 630 мм
Масса сухая 440 кг
Удельный расход топлива 0,64 кг/кгс ч
Степень двухконтурности 1,19
Температура газа перед турбиной 1470°К
Взлётная тяга 2516 кгс
Тяга двигателя на максимальном режиме на высоте 5 км при М = 0,6 равна 1450 кгс
На крейсерском режиме на высоте 10 км и М = 0,6 составляет 300 кгс
АИ-222-25Ф
Тяга на уровне моря при н.у. 4200 кгс
На высоте 11 км при скорости 1,4 Маха 2760 кгс
Масса 560 кг