АИ-9 — вспомогательный газотурбинный двигатель, предназначенный для запуска маршевых двигателей вертолётов Ка-27, Ка-29, Ка-32, Ка-50, Ми-14, Ми-24, Ми-28, Ми-8; самолёта Як-40, корабельных и энергетических установок. Разработан в 1966 году. С 1967 года на ОАО «Мотор Сич» выпущено 2030 двигателей АИ-9.
АИ-9В — Двигатель со стартером-генератором, выполнен в виде отдельного агрегата, имеет свою топливную аппаратуру, автономную масляную систему и систему регулирования. Используется в полёте и на земле для подачи воздуха в системы запуска двигателей вертолётов Ми-8МТ, Ми-17, Ми-24, Ми-28, Ми-35, Ка-50, Ка-52 и для питания бортовой сети при проверке радио и электрооборудования. На ОАО «Мотор Сич» выпущено 3600 ВСУ АИ-9В. АИ9-3Б — устанавливается на самолёте Ан-140. Предназначен для генерирования сжатого воздуха при запуске ТВ3-117ВМА-СБМ1 и др., также для нагнетания воздуха в системы кондиционирования и привода электрогенератора.
Номинальная частота вращения: 38500 ± 500 мин−1 Количество отбираемого воздуха: 0,38 кг/с Полное давление отбираемого воздуха, не менее: 0,24 МПа Температура отбираемого воздуха: 403 К Расход топлива, не более: 64 кг/ч Сухая масса: 45 кг На данной ВСУ применён стартёр-генератор СТГ-3 сер.2
АИ-9 при выключении издаёт сильный, резкий и пронзительный кратковременный звук ("пи-у"), характерный исключительно для этого двигателя.
На запуске возможна очень сильная вибрация двигателя, исчезающая с раскруткой. Также при неудавшемся или повторном запуске без промежуточной прокрутки часто возникает "факеление" - кратковременно из сопла вырывается пламя, иногда весьма значительное.
АИ9-3Б — устанавливается на самолёте Ан-140. Предназначен для генерирования сжатого воздуха при запуске ТВ3-117ВМА-СБМ1 и др., также для нагнетания воздуха в системы кондиционирования и привода электрогенератора.
Количество отбираемого воздуха: 0,38 кг/с
Полное давление отбираемого воздуха, не менее: 0,24 МПа
Температура отбираемого воздуха: 403 К
Расход топлива, не более: 64 кг/ч
Сухая масса: 45 кг
На данной ВСУ применён стартёр-генератор СТГ-3 сер.2
На запуске возможна очень сильная вибрация двигателя, исчезающая с раскруткой. Также при неудавшемся или повторном запуске без промежуточной прокрутки часто возникает "факеление" - кратковременно из сопла вырывается пламя, иногда весьма значительное.