Дети полностью отражают динамику отношений между родителями. И проблемы, возникающие с детьми, следует искать внутри пары. Наиболее простой пример — когда родители не могут договориться между собой относительно поведения ребёнка. Ребёнок получает двойное сообщение, следовательно, что бы он ни делал, помимо критики одним из родителей, результатом станет ещё больший конфликт между взрослыми. Ребёнку невыносимо ощущать себя камнем преткновения между мамой и папой. Агрессивность одного родителя по отношению к другому — как активная, так и пассивная — ведёт к тому, что дети копируют подобное поведение как по отношению к родителям, так и по отношению к сиблингам и сверстникам. Если один из родителей считает себя лучше другого и обращается к нему свысока, ребёнок также копирует этот снобизм, применяя его к обоим родителям, ведь это выученный им паттерн поведения. Этот же паттерн он будет применять по отношению к сверстникам, а позже — к учителям и т. д. Словом, когда у вас возникают сложности с детьми, стоит поискать проблему в паре. Если же пары нет, есть готовность к отношениям, и проблему следует искать внутри. Ответ снова и снова в отношениях и в вас самих. То есть, последовательность такая: поработать с собой, это повлияет на отношения. Потом, при необходимости, поработать над отношениями в паре, а это повлияет на родительство.
Наиболее простой пример — когда родители не могут договориться между собой относительно поведения ребёнка. Ребёнок получает двойное сообщение, следовательно, что бы он ни делал, помимо критики одним из родителей, результатом станет ещё больший конфликт между взрослыми. Ребёнку невыносимо ощущать себя камнем преткновения между мамой и папой.
Агрессивность одного родителя по отношению к другому — как активная, так и пассивная — ведёт к тому, что дети копируют подобное поведение как по отношению к родителям, так и по отношению к сиблингам и сверстникам.
Если один из родителей считает себя лучше другого и обращается к нему свысока, ребёнок также копирует этот снобизм, применяя его к обоим родителям, ведь это выученный им паттерн поведения. Этот же паттерн он будет применять по отношению к сверстникам, а позже — к учителям и т. д.
Словом, когда у вас возникают сложности с детьми, стоит поискать проблему в паре. Если же пары нет, есть готовность к отношениям, и проблему следует искать внутри. Ответ снова и снова в отношениях и в вас самих. То есть, последовательность такая: поработать с собой, это повлияет на отношения. Потом, при необходимости, поработать над отношениями в паре, а это повлияет на родительство.