Заказ на создание картины поступил к художнику Орасу Верне от городских властей Авиньона, пожелавших увековечить память его деда, Жозефа Верне. Перебрав несколько тем для будущей работы и отвергнув сюжет с Лаурой и Петраркой, Верне выбрал полулегендарную историю из жизни украинского гетмана Ивана Мазепы, описанную в «Истории Карла XII, короля Швеции» Вольтера и поэме лорда Байрона. По легенде, Мазепа влюбился в жену одного польского графа, который отомстил ему, привязав будущего гетмана к спине дикой лошади и отпустив в лес, где его после недолгого преследования волками нашли и выходили украинские крестьяне.
Эротический и садистский подтекст данной истории вкупе с различными представлениями о внешности Мазепы давал большие возможности для творчества французским художникам того времени, таким как Буланже, Шассерио, Жерико и самому Верне, написавшему две соответствующие картины: «Мазепа и лошади» и «Мазепа и волки». В первом варианте Мазепа изображён привязанным к коню, упавшему от усталости посреди лошадиного табуна. Во втором же варианте Мазепа несётся привязанным на лошади, убегающей от стаи волков по лесу на фоне предрассветного солнца. В обоих случаях атлетическая фигура Мазепы, похожего на святого Себастьяна, обнажена и оттого сексуальна и эротична.
Обе картины Верне были выставлены на Парижском салоне 1827—1828 годов, где были положительно оценены критиками, отметившими, что версия с лошадьми всё же лучше версии с волками. По мотивам этих работ было сделано много копий, литографий и гравюр. Картина «Мазепа и лошади» долгое время висела в здании Национального собрания Франции в Париже, где и сгорела в 1961 году. Картина «Мазепа и лошади» и её авторская копия, созданная после инцидента с фехтованием в студии Верне, в настоящее время находятся в коллекции музея Кальве в Авиньоне (Франция).
Эротический и садистский подтекст данной истории вкупе с различными представлениями о внешности Мазепы давал большие возможности для творчества французским художникам того времени, таким как Буланже, Шассерио, Жерико и самому Верне, написавшему две соответствующие картины: «Мазепа и лошади» и «Мазепа и волки». В первом варианте Мазепа изображён привязанным к коню, упавшему от усталости посреди лошадиного табуна. Во втором же варианте Мазепа несётся привязанным на лошади, убегающей от стаи волков по лесу на фоне предрассветного солнца. В обоих случаях атлетическая фигура Мазепы, похожего на святого Себастьяна, обнажена и оттого сексуальна и эротична.
Обе картины Верне были выставлены на Парижском салоне 1827—1828 годов, где были положительно оценены критиками, отметившими, что версия с лошадьми всё же лучше версии с волками. По мотивам этих работ было сделано много копий, литографий и гравюр. Картина «Мазепа и лошади» долгое время висела в здании Национального собрания Франции в Париже, где и сгорела в 1961 году. Картина «Мазепа и лошади» и её авторская копия, созданная после инцидента с фехтованием в студии Верне, в настоящее время находятся в коллекции музея Кальве в Авиньоне (Франция).