«На дне» Максима Горького (Дорошевич)

«На дне» Максима Горького (Дорошевич)
  • Page 1 of 1
  • 1
Archive - read only
«На дне» Максима Горького (Дорошевич)
  • WеniZAY
    WеniZAY
    1
    Цитата
    «Человек вот правда! Что такое человек? Это не ты, не я, не они... нет! Это ты, я, они, Наполеон, Магомет. Понимаешь? Это огромно. В этом все начала и концы. Всё в человеке, всё для человека, всё же остальное дело его рук и его мозга. Человек! Это великолепно. Это звучит гордо. Человек! Надо уважать человека. Не жалеть, не унижать его жалостью. Уважать надо! Выпьем за человека, барон!»
    Сатин. «На дне». 4-й акт.


    На дне гниют утонувшие люди.
    В ночлежке живут какой-то барон, прошедший арестантские роты, «девица», гуляющая по тротуару, спившийся актёр, телеграфист, сидевший в тюрьме за убийство, вор, «наследственный вор», ещё отец его был вором и умер в тюрьме.
    От них смердит.
    Бывший барон за рюмку водки становится на четвереньки и лает по-собачьи. Бывший телеграфист занимается шулерничеством. Девица «гуляет». Вор ворует.
    И они принюхались к смраду друг от друга.
    Барон пропивает деньги «девицы», актёр пропивает деньги шулера. Вор у них первый человек.
    — Нет на свете людей лучше воров!
    — Им легко деньги достаются.
    — Многим деньги легко достаются, да немногие легко с ними расстаются.
    Им не смердит друг от друга. Чему возмущаться? Совести?
    — Всякий человек хочет, чтоб сосед его совесть имел.
    — Всё слиняло, один голый человек остался.
    Люди, как видите, «конченные».
    Бывшие люди.
    Всё сгорело. Груды пепла.
    Но дотроньтесь. Пепел тёплый. Где-то под пеплом теплится огонёк. Теплится.
    — У всех людей души серенькие, — все подрумяниться хотят.
    Вот это «подрумянить душу» и есть человеческое, вечно человеческое, «das ewig menschliches»[1].
    Барон подрумянивает себе душу тем, что вспоминает, как он «благородно» пил по утрам кофе со сливками, как у него были предки и лакеи.
    Актёр подрумянивает душу тем, что с гордостью произносит «громкое» название своей болезни:
    — Мой организм отравлен алкоголем!
    Не просто пьяница, а нечто звучное:
    — Организм отравлен алкоголем!
    Звучит «благородно».
    «Девица» читает благородные романы. Где всё самая возвышенная любовь и самопожертвование. И воображает себя на месте героинь. И верит этому.
    Телеграфист произносит «необыкновенные слова»:
    — Органон… Транс-цен-ден-тальный.
    — Надоели мне, брат, все человеческие слова. Все наши слова надоели. Каждое из них слышал я, наверное, тысячу раз!
    Глупы эти люди, не правда ли? И румяна у них грошовые?
    И вдруг эти «серенькие души» вспыхивают ярким румянцем. Не румянцем грошовых румян. А настоящим, человеческим румянцем.
    Что случилось?
    В ночлежку пришёл старик бродяга Лука.
    И раздул пламя, которое таилось под грудою пепла.
    И из этой груды грязи, навоза, смрада, отрепьев, гнусности, преступления вызвал человека.
    Человека во всей его красоте.
    Человека во всей его прелести мысли и чувства.
    Как случилось такое чудо?
    Лука не проповедник.
    Лука суетливый старикашка, он говорит забавно и наивно.
    Но каждое его слово сейчас же переходит в дело.
    Он проповедует делами, и в этом, как в толстовском Акиме, его сила.
    Лука с полицейской точки зрения — тёмная личность. С нашей — обыкновенный:
    — Потерял всякую нравственную брезгливость.
    Он входит со словами:
    — Мне всё равно. Я и жуликов уважаю. По-моему, ни одна блоха не плоха. Все чёрненькие, все прыгают.
    Лука полон веры в человека.
    — А как ты думаешь, добьются люди правды?
    — Да уж раз взялись, — как же не добиться. Люди добьются.
    Мира будущего человеку бояться нечего:
    — Ты, Анна, не бойся. Ты неба не бойся. Преставишься ты, и скажет Господь: «Приведите ко мне Анну. Я эту Анну знаю. Эта Анна много страдала, много мучилась в жизни. Отведите Анну теперь на покой. Пусть Анна отдохнёт».
    У Луки религия человека.
    Всегда во всём у него прежде всего «человек».
    На него, когда он был сторожем, напали с топором беглые каторжники. Он «осерчал за топор». Из ружья нацелился.
    — Бросай топор. Наломай веток. Пори друг друга по очереди. Зачем на человека с топором кидаетесь!
    Они падают на колени перед направленным на них дулом.
    — Покорми нас. Мы с голода.
    Лука кормит их, берёт к себе. Беглые живут у него до весны, работают, весной прощаются и уходят бродяжить:
    — Славные люди.
    Эта любовь к человеку ведёт его, и ведёт правильно, даже там, где он, как в тумане, ничего не понимает.
    — Спившийся актёр старается припомнить стихотворение:
    — Самое любимое стихотворение! Я всегда его со сцены читал! Забыл! Забыл!
    И это, казалось бы, непонятное для Луки горе сразу находит в его сердце самый настоящий, человеческий отклик.
    — Как не понять? Легко ли! Даже самое любимое для человека забыть!
    «Девица» рыдает:
    — Верно это, всё верно написано! Со мной это было! Со мной! Студент он был. Гастошей звали!
    Барон хохочет:
    — А в прошлый раз звала Раулем!
    — В лаковых сапожках он был! С бородкой!
    Лука слушает с сочувствием.
    — Гастошей, говоришь? В лаковых сапожках? Скажи, пожалуйста!
    «Религия человека», который он весь пропитан, инстинктивно подсказывает ему:
    — Здесь, в этих мечтах, самое дорогое для человека.
    «Религия человека» подсказывает Луке, что какому человеку сейчас нужно.
    Болен человек, — его надо отвести на воздух. Умирает человек, — его надо успокоить, чтоб не боялся. Убить человек хочет, — ему нужно как-нибудь невзначай помешать.
    Актёр в отчаяньи:
    — Отравлен алкоголем.
    Лука рассказывает ему о больнице, где от этого лечат. Есть такая больница:
    — Только приходи! Узнаем, где, — и иди.
    Он ничего не проповедует. Он суетится и делает.
    Он говорит делая.
    Он и говорит и делает весело, с шутками, поёт песни.
    Ему, полному «религии человека», светло и радостно. Он в храме своего божества. Кругом столько людей. И каждому можно помочь.
    Для него нет ни дурных, ни плохих, ни ужасных, ни страшных. Для него есть люди. Просто люди. Только люди.
    И оттого он со всеми одинаков. И оттого он весел, говоря с человеком.
    — Что-то я тебя не знаю! — говорит ему мрачно городовой.
    — А других-то людей разве всех знаешь? — весело шутит с ним Лука.
    — В моём околотке всех.
    — Ну, так это, значит, оттого, что не вся земля в твоём околотке.
    Лука начинает песню.
    — Не вой! — останавливает его один из ночлежников.
    — А разве не любишь, когда поют?
    — Люблю, когда хорошо.
    — А я, значит, плохо? Скажи, пожалуйста! А я думал, хорошо. Всегда вот так-то. Человек думает, что хорошо делает. А другим-то видать, что плохо.
    И перестаёт петь.
    Потому что он не может стеснять человека. Не может нарушать прав человека. Не может доставлять неприятности человеку.
    Как на светлом пиру, он и в ночлежке. Потому что кругом есть люди.
    К вору относились все как к вору. Барону кололи глаза:
    — Барином был!
    «Девице» говорили только:
    — Ты кто? Ты вот кто!
    Актёру:
    — Ты пропойца!
    Телеграфисту:
    — Шулер, — и больше ничего.
    И вот пришёл человек, который отнёсся к ним, как к людям. Только как к людям. Увидел в них людей. Только людей.
    К каждому подошёл:
    — Человек.
    Что этому человеку сейчас нужно? И что для этого человека сейчас сделать?
    — Человек!
    И от этого обращения «человек», дремавший человек проснулся и поднялся во всей гордости своей, во всей своей прелести мысли и чувства.
    Как видите, и чуда здесь никакого не было.
    Лука не создавал здесь человека.
    Человек здесь был. Человек спал. Человек проснулся.
    И только.
    И только душа его, вместо грошовых румян, залилась, зарделась настоящим, человеческим румянцем.
    И страшно, и радостно, и гордо было пробуждение человека.
    Актёр не захотел больше жить среди грязи, смрада, падения и удавился.
    Вор готов было бросить своё воровское дело:
    — Мне с детства твердили: вор, воров сын. Я и говорил: я и покажу, какой я вор. И показывал.
    Теперь человек в нём потребовал человеческого к себе отношения.
    — Относись, — говорит он любимой девушке, — ко мне по-человечески, и я человеком буду.
    И когда Сатин, бывший арестант, шулер, в ночлежном дому, поднялся со своим тостом:
    — Выпьем за человека, барон!
    Вы, зритель, почувствовали, что он, бывший арестант, шулер, ночлежник, выше вас в эту минуту и умственно и нравственно.
    Потому что в вас человек спит, а тут человек встал, поднялся во весь свой рост, во всей красоте мысли и чувства.
    Кто пробудил эти мысли? Кто заставил эти умы и чувства работать?
    Лука.
    Солнце заглянуло в ночлежку.
    И пол залился солнцем, и весёлые зайчики заиграли по стенам. И всё стало радостно. И много-много всего осветило солнце. И светлы стали закоулки душ.
    Что из этого получилось?
    Ничего.
    Ничего реального.
    Девица пойдёт на тротуар. Иначе её из ночлежного дома прогонят. Васька Пепел, отсидев в остроге, опять воровать примется. Что ж ему другое делать? Сатин, после монологов: «человек, это звучит гордо», — будет шулерничать по-прежнему.
    Жизнь этого требует.
    Жизнь так сложилась, что они не могут быть иными
    Только разве удавиться, как актёр.
    Ничем не кончилось, ничем не могло кончиться. В жизни ничто не кончается ничем.
    Жизнь идёт, идёт, идёт кругом, как колесо!
    Но среди беспросветного мрака была минута, — когда ярко светило солнце.
    Но по щекам бледным, исхудалым, мёртвым, — была минута, — разлился яркий, живой, горячий, радостный румянец.
    Мгновенье! Будь благословенно! Ты было прекрасно.
    Что принесла несчастным эта «религия человека».
    Спросите у религиозного человека:
    — Можно ли, прочитав молитву, освободиться ото всех грехов?
    Он вам скажет:
    — Надо всю жизнь изменить и молиться.
    — Значит, прочитать молитву бесполезно? Не нужно?
    — Нет. Нужно! Нужно! Нужно! Пусть даже среди грехов, на одну минуту в сердце человека воскреснет Бог! И наполнится душа его Богом! Значит, в этой душе живёт Бог! Это важно! Это нужно! Это важнее! Это нужнее всего! Без этого нельзя!
    На минуту проснулся человек.
    Во всей своей человеческой прелести, во всём своём человеческом совершенстве.
    И дивное зрелище неописанной красоты представилось нашим глазам.
    Под грязью, под смрадом, под гнусностью, под ужасом, в ночлежке, среди отребьев:
    — Жив человек!
    Это пьеса — песнь. Это пьеса — гимн человеку.
    Она радостна и страшна.
    Страшна.
    Видя «на дне» гниющих, утонувших людей, вы говорите своей совести:
    — Что ж! Они уж мёртвые. Они уж не чувствуют.
    Вы спокойны, что бы с ним ни делалось.
    И вот вы в ужасе отступаете:
    — Они ещё живые!
    • Page 1 of 1
    • 1
    Search:
    «На дне» Максима Горького (Дорошевич)
    2024 Hosted by uCoz
    Запрещено использование материалов сайта без прямой ссылки на источник. Все права защищены.