РОТАКС (Российская трансарктическая кабельная система) — проект трансконтинентальной телекоммуникационной трассы, которая должна пролечь по дну Северного Ледовитого океана по маршруту Лондон — Токио. Общая длина линии связи составляет 16373 км. Пропускная способность магистрали 60 Тбит/с, гарантируемый срок эксплуатации системы — 25 лет.
История Разработку проекта линии связи компания «Поларнет Проект» начала в 1999 году. Через 2001 году компания организовала проектно-изыскательские работы, которые прошли с запада на восток вдоль трассы будущей сети до границы льдов. В последующие годы проект продолжил прорабатываться с индийским телекоммуникационным подразделением Tata Group, которое вопреки договорённости отказалось от его софинансирования. Проект был заморожен на несколько лет. Однако в 2012 году идею строительства на основе частно-государственного партнёрства поддержало Минкомсвязи РФ, гарантировав выделение $150 млн для строительства сети общей стоимостью $800 млн. Запуск системы в эксплуатацию планировался на 2015 году. По состоянию на начало 2016 года сведений о начале строительства магистрали нет.
Сеть Первый этап строительства системы, оснащённой шестью парами волокон, по маршруту Бьюд (Великобритания) — Мурманск — Анадырь — Владивосток — Токио предполагается разбить на 3 сегмента:
западный — два судна прокладывают кабель навстречу друг другу из Файли (Великобритания) и Териберки (Россия); арктический — три кабельных судна от Териберки до начала центрального арктического участка на западе, переоборудованное судно арктического класса от начала центрального арктического участка на западе до точки в Чукотском море на востоке и от Анадыря до границы центрального арктического участка в Чукотском море; восточный — два кабельных судна навстречу из Эми (Япония) и Анадыря. На втором этапе планируется строительство кабельных отводов на побережье российской Арктики по прилегающим северным территориям (Архангельск-Норильск-Хатанга). Третий этап — прохождение магистрали по южным и центральным регионам (Самара-Омск-Тайшет).
Разработку проекта линии связи компания «Поларнет Проект» начала в 1999 году. Через 2001 году компания организовала проектно-изыскательские работы, которые прошли с запада на восток вдоль трассы будущей сети до границы льдов. В последующие годы проект продолжил прорабатываться с индийским телекоммуникационным подразделением Tata Group, которое вопреки договорённости отказалось от его софинансирования. Проект был заморожен на несколько лет. Однако в 2012 году идею строительства на основе частно-государственного партнёрства поддержало Минкомсвязи РФ, гарантировав выделение $150 млн для строительства сети общей стоимостью $800 млн. Запуск системы в эксплуатацию планировался на 2015 году. По состоянию на начало 2016 года сведений о начале строительства магистрали нет.
Первый этап строительства системы, оснащённой шестью парами волокон, по маршруту Бьюд (Великобритания) — Мурманск — Анадырь — Владивосток — Токио предполагается разбить на 3 сегмента:
западный — два судна прокладывают кабель навстречу друг другу из Файли (Великобритания) и Териберки (Россия);
арктический — три кабельных судна от Териберки до начала центрального арктического участка на западе, переоборудованное судно арктического класса от начала центрального арктического участка на западе до точки в Чукотском море на востоке и от Анадыря до границы центрального арктического участка в Чукотском море;
восточный — два кабельных судна навстречу из Эми (Япония) и Анадыря.
На втором этапе планируется строительство кабельных отводов на побережье российской Арктики по прилегающим северным территориям (Архангельск-Норильск-Хатанга). Третий этап — прохождение магистрали по южным и центральным регионам (Самара-Омск-Тайшет).
По данным «Поларнет», представлены показатели альтернативных сетей связи для маршрута Лондон—Токио:
РОТАКС 14700 76.58
Транс-Индия 21000 255,4
Тихоокеанская 25000 310-340