О началах (лат. De principiis) — богословский трактат в четырёх книгах александрийского богослова III века Оригена (ок. 185 — ок. 254), созданный между 220 и 230 годами. Считается первым систематическим изложением христианского богословия. Появление этого произведения вызвало конфликт между Оригеном и епископом Димитрием Александрийским, результатом которого стало изгнание богослова из города и переселение в Кесарию Палестинскую. От исходного греческого текста произведения сохранились только небольшие фрагменты в другом произведении Оригена, Филокалии, а также в эдиктах императора Юстиниана. Латинский перевод трактата выполнен в IV веке Руфином Аквилейским. Современные критические издания «О началах» приводят сохранившийся греческий текст в параллельных колонках.
Во вступлении Ориген формулирует задачу своих богословских исследований. Поскольку апостолы сообщили только о том, что сочли необходимым и о многом умолчали, — «конечно, с той целью, чтобы могли иметь упражнение и показать таким образом плод своего ума наиболее ревностные и любящие мудрость из числа их преемников», то остались важные вопросы, требующие разрешения. К их числу Ориген относит проблему места Святого Духа в Троице, воскресение мёртвых, свободу воли, происхождение души и многие другие. Затем следуют четыре части произведения, представленные автором как отдельные трактаты, посвящённые богословию, космологии, антропологии и телеологии. Первая книга рассматривает небесный мир — единственность Бога, природу божественного духа и отношения между лицами Троицы. Книга завершается рассуждением о причинах падения ангелов. Вторая книга исследует материальную вселенную, создание человечества. Излагается представление о человеке, как о заключённом в плотское тело падшем духе. Третья книга излагает представление о предназначении и обязанностях человечества в контексте борьбы Бога с демонами. Демоны пытаются сделать вечным человеческое падение и воспрепятствовать общению человека с Богом. С другой стороны, ангелы помогают людям в их стремлении увидеть Божество. Идея свободной воли является основной в моральной телеологии Оригена. Завершается трактат обобщающей книгой, суммирующей "начала", то есть основные положения христианского учения и возвращается к толкованию Священного Писания как основе богословского метода. Здесь же Ориген формулирует своё учение о трёх смыслах Библии (телесном, душевном и духовном).
Во вступлении Ориген формулирует задачу своих богословских исследований. Поскольку апостолы сообщили только о том, что сочли необходимым и о многом умолчали, — «конечно, с той целью, чтобы могли иметь упражнение и показать таким образом плод своего ума наиболее ревностные и любящие мудрость из числа их преемников», то остались важные вопросы, требующие разрешения. К их числу Ориген относит проблему места Святого Духа в Троице, воскресение мёртвых, свободу воли, происхождение души и многие другие. Затем следуют четыре части произведения, представленные автором как отдельные трактаты, посвящённые богословию, космологии, антропологии и телеологии. Первая книга рассматривает небесный мир — единственность Бога, природу божественного духа и отношения между лицами Троицы. Книга завершается рассуждением о причинах падения ангелов. Вторая книга исследует материальную вселенную, создание человечества. Излагается представление о человеке, как о заключённом в плотское тело падшем духе. Третья книга излагает представление о предназначении и обязанностях человечества в контексте борьбы Бога с демонами. Демоны пытаются сделать вечным человеческое падение и воспрепятствовать общению человека с Богом. С другой стороны, ангелы помогают людям в их стремлении увидеть Божество. Идея свободной воли является основной в моральной телеологии Оригена. Завершается трактат обобщающей книгой, суммирующей "начала", то есть основные положения христианского учения и возвращается к толкованию Священного Писания как основе богословского метода. Здесь же Ориген формулирует своё учение о трёх смыслах Библии (телесном, душевном и духовном).