Балканизация Интернета, или Кибербалканизация, или Сплинтернет – превращение глобальной сети Интернет во множество локальных сетей, границы между которыми устанавливаются искусственно на уровне национальных законодательств и государственного регулирования Интернета. Под термином «балканизация Интернета» понимается не только распад всемирной паутины, но и возникновение конфликта между образовавшимися частями, зачастую на идеологической и политической почвах. Отдельные эксперты отмечают геополитический характер противостояний государств в информационной сфере. Неотъемлемой частью процесса балканизации Интернета является наличие особого национального законодательства, описывающего механизмы контроля над Интернет-ресурсами, к которым имеют доступ внутренние пользователи.
Термин «балканизация Интернета» возник благодаря кальке политического термина «балканизация», который используется в значении «распада».
История развития Вслед за 90-ми годами XX века, когда Интернет являлся воплощением всего демократического, приходит новая эпоха, с новыми ценностями. Решающую роль в осуществлении контроля над киберпространством начинают играть национальные правительства. Инициаторами и наиболее активными реализаторами кибербалканизации выступают государства с авторитарным режимом (такие как Китай, Куба и Иран).
КНР Основная статья: Золотой щит Наиболее строгой ограничительной политики придерживается Китайская Народная Республика. Официальное разрешение на цензуру в Интернете позволяет Китаю в целях обеспечения информационной безопасности блокировать доступ ко всем иностранным ресурсам во время проведения особенно важных государственных мероприятий. Например, такое ограничение доступа к некитайским сайтам было реализовано во время проведения XVIII Всекитайского съезда Коммунистической Партии Китая (XVIII съезд КПК), который проходил с 8 ноября по 15 ноября 2012 года в Пекине. Кроме того, китайское правительство ведёт постоянный мониторинг запросов в поисковых системах и при введении «подозрительных» словосочетаний, может отключить пользователя от доступа к данному сайту на несколько минут. Ещё одним признаком обособления китайской части всемирной сети является запрещение таких ресурсов, как YouTube, Facebook, Twitter, на территории КНР. Кроме того, недавно правительство Китая призвало пользователей Интернета зарегистрироваться в полиции. В 2012 г. в рамках Международного союза электросвязи при ООН Китай совместно с Россией высказали инициативу по ужесточению правительственного контроля над Интернетом, что не встретило одобрения со стороны США. По данным Газеты.ру, правительства стран могут получить право регулировать доступ к сайтам, присваивать, изымать и распределять IP-адреса и доменные имена, если упомянутая инициативы найдет поддержку мирового сообщества.
Европа Наряду с Китаем, Кубой и Ираном в 2010-х годах к проблеме законодательного регулирования национального киберпространства обратилась и Европа. В связи с участившимися случаями Кибершпионажа (в особенности после публикаций Эдварда Сноудена о повсеместной слежке спецслужб США, осуществляемой через Интернет ) отдельные главы европейских государств стали высказываться за проецирование государственной власти на Интернет, оправдывая это появлением так называемого «виртуального» или «сетевого суверенитета», который нуждается в защите не меньше, чем государственная территория страны.
Россия В июле 2014 г. принят ФЗ о внесении изменений в «Закон об обработке персональных данных в информационно-телекоммуникационных сетях», в соответствии с которым иностранные компании должны хранить информацию о российских пользователях только на территории РФ. Закон вступит в силу 1 сентября 2015 г.
1 августа 2014 г. вступил в силу так называемый «Закон о блогерах», предусматривающий обязательную регистрацию в Роскомнадзоре авторов интернет-ресурсов с посещаемостью более 3000 человек в сутки.
Обеспечение независимого функционирования рунета и создания дублирующей инфраструктуры активно обсуждается на высшем уровне с 2014. Принятая в декабре 2014 г. «Военная доктрина РФ», подтверждает озабоченность российских властей информационной безопасностью страны. В частности, в названном документе указывается следующее: «Наметилась тенденция смещения военных опасностей и военных угроз в информационное пространство и внутреннюю сферу Российской Федерации». Примечательно, что в числе основных внешних опасностей для России упоминаются такие, как использование информационных и коммуникационных технологий в военно-политических целях для осуществления действий, противоречащих международному праву, направленных против суверенитета, политической независимости, территориальной целостности государств и представляющих угрозу международному миру, безопасности, глобальной и региональной стабильности.
Неотъемлемой частью процесса балканизации Интернета является наличие особого национального законодательства, описывающего механизмы контроля над Интернет-ресурсами, к которым имеют доступ внутренние пользователи.
Термин «балканизация Интернета» возник благодаря кальке политического термина «балканизация», который используется в значении «распада».
Вслед за 90-ми годами XX века, когда Интернет являлся воплощением всего демократического, приходит новая эпоха, с новыми ценностями. Решающую роль в осуществлении контроля над киберпространством начинают играть национальные правительства. Инициаторами и наиболее активными реализаторами кибербалканизации выступают государства с авторитарным режимом (такие как Китай, Куба и Иран).
Основная статья: Золотой щит
Наиболее строгой ограничительной политики придерживается Китайская Народная Республика. Официальное разрешение на цензуру в Интернете позволяет Китаю в целях обеспечения информационной безопасности блокировать доступ ко всем иностранным ресурсам во время проведения особенно важных государственных мероприятий. Например, такое ограничение доступа к некитайским сайтам было реализовано во время проведения XVIII Всекитайского съезда Коммунистической Партии Китая (XVIII съезд КПК), который проходил с 8 ноября по 15 ноября 2012 года в Пекине. Кроме того, китайское правительство ведёт постоянный мониторинг запросов в поисковых системах и при введении «подозрительных» словосочетаний, может отключить пользователя от доступа к данному сайту на несколько минут. Ещё одним признаком обособления китайской части всемирной сети является запрещение таких ресурсов, как YouTube, Facebook, Twitter, на территории КНР. Кроме того, недавно правительство Китая призвало пользователей Интернета зарегистрироваться в полиции.
В 2012 г. в рамках Международного союза электросвязи при ООН Китай совместно с Россией высказали инициативу по ужесточению правительственного контроля над Интернетом, что не встретило одобрения со стороны США. По данным Газеты.ру, правительства стран могут получить право регулировать доступ к сайтам, присваивать, изымать и распределять IP-адреса и доменные имена, если упомянутая инициативы найдет поддержку мирового сообщества.
Наряду с Китаем, Кубой и Ираном в 2010-х годах к проблеме законодательного регулирования национального киберпространства обратилась и Европа. В связи с участившимися случаями Кибершпионажа (в особенности после публикаций Эдварда Сноудена о повсеместной слежке спецслужб США, осуществляемой через Интернет ) отдельные главы европейских государств стали высказываться за проецирование государственной власти на Интернет, оправдывая это появлением так называемого «виртуального» или «сетевого суверенитета», который нуждается в защите не меньше, чем государственная территория страны.
В июле 2014 г. принят ФЗ о внесении изменений в «Закон об обработке персональных данных в информационно-телекоммуникационных сетях», в соответствии с которым иностранные компании должны хранить информацию о российских пользователях только на территории РФ. Закон вступит в силу 1 сентября 2015 г.
1 августа 2014 г. вступил в силу так называемый «Закон о блогерах», предусматривающий обязательную регистрацию в Роскомнадзоре авторов интернет-ресурсов с посещаемостью более 3000 человек в сутки.
Обеспечение независимого функционирования рунета и создания дублирующей инфраструктуры активно обсуждается на высшем уровне с 2014. Принятая в декабре 2014 г. «Военная доктрина РФ», подтверждает озабоченность российских властей информационной безопасностью страны. В частности, в названном документе указывается следующее: «Наметилась тенденция смещения военных опасностей и военных угроз в информационное пространство и внутреннюю сферу Российской Федерации». Примечательно, что в числе основных внешних опасностей для России упоминаются такие, как использование информационных и коммуникационных технологий в военно-политических целях для осуществления действий, противоречащих международному праву, направленных против суверенитета, политической независимости, территориальной целостности государств и представляющих угрозу международному миру, безопасности, глобальной и региональной стабильности.