АИ-20 — одновальный авиационный турбовинтовой двигатель с осевым 10-ступенчатым компрессором, кольцевой камерой сгорания, 3-ступенчатой турбиной, планетарным редуктором, нерегулируемым реактивным соплом. Серийное производство начато в 1957 году. Конструкторское бюро-разработчик: ГП «Запорожское машиностроительное конструкторское бюро „Прогресс“ имени академика А. Г. Ивченко». Заводы-изготовители: ОАО «Мотор Сич» (г. Запорожье) и Пермский моторный завод (1963—1965 гг.).
В 1955 году моторостроительные ОКБ Кузнецова (город Куйбышев) и ОКБ Ивченко (город Запорожье) получили задание на разработку турбовинтовых двигателей взлетной мощностью 4000 л.с. для среднемагистральных пассажирских и транспортных самолетов, проектируемых в ОКБ Антонова и Ильюшина. Этот тендер выиграло запорожское ОКБ. В 1957 году созданный им двигатель АИ-20 успешно прошел государственные испытания и был запущен в серийное производство одновременно на двух заводах – запорожском и пермском. Резервы, заложенные в конструкцию АИ-20 на этапе проектирования, позволили в дальнейшем создать целое семейство модифицированных двигателей мощностью от 4000 до 5180 л.с.
Почти 14 тысяч ТВД этого типа успешно эксплуатировались на военно-транспортных Ан-8 и Ан-12, пассажирских Ил-18 и Ан-10, противолодочных Ил-38, амфибиях Бе-12. Сегодня продолжают летать оснащенные двигателями АИ-20 Ан-12, небольшое количество Ил-18 и все еще значительный парк самолетов Ил-38. Модификации двигателя АИ-20Д серии 5 и серии 5Э, которые предназначены для эксплуатации на транспортных самолётах Ан-32 в условиях жаркого климата и высокогорных аэродромов, выпускаются на предприятии и сегодня.
На двигателях АИ-20 был достигнут высокий уровень надёжности, позволивший впервые в отечественном двигателестроении установить межремонтный ресурс, измеряемый тысячами часов. Назначенный ресурс модификаций АИ-20К и АИ-20М составляет 20 тыс. часов.
На основе АИ-20 было создано семейство двигателей АИ-24: меньшей размерности, мощностью от 2550 до 2820 л.с. С 1961 года выпущено более 11 тысяч таких ТВД, которые устанавливались на пассажирских самолётах Ан-24, транспортных Ан-26, а также на самолётах Ан-30, предназначенных для специальных работ.
АИ-20 — базовый мощностью 4000 л.с. Устанавливался на Ан-10, Ан-12. АИ-20Д — форсированный до 5180 л.с. Разработан в 1956 году. Устанавливался на Ан-8, Ан-32, Бе-12. АИ-20ДК — доработанный для гидросамолёта Бе-12ФС. Устанавливался на Ан-32. АИ-20ДМЭ (ДМН) — модификация используется в качестве силовой установки в передвижной автоматизированной газотурбинной электростанции ПАЭС-2500. АИ-20К — для самолёта Ил-18В. Выпускался в 1963—1965 годах. АИ-20М — форсированный до 4250 л.с. Устанавливался на Ан-12БК, Ан-32, Ил-18Д, Ил-38.
Мощность на взлетном режиме:4000 л.с. Удельный расход топлива на взлетном режиме:0,259 кг/л.с.ч. Часовой расход топлива взлетном режиме:1040 кг/ч Расход воздуха на взлетном режиме:20,9 кг/с Степень повышения давления:9,32 Температура газов максимальная:не более 720°С Расход масла:не более 0,5 кг/ч Масса двигателя:1040 кг длина:3096 мм ширина:842 мм высота:1180 мм ресурс: до 40 000 мото-часов
Почти 14 тысяч ТВД этого типа успешно эксплуатировались на военно-транспортных Ан-8 и Ан-12, пассажирских Ил-18 и Ан-10, противолодочных Ил-38, амфибиях Бе-12. Сегодня продолжают летать оснащенные двигателями АИ-20 Ан-12, небольшое количество Ил-18 и все еще значительный парк самолетов Ил-38. Модификации двигателя АИ-20Д серии 5 и серии 5Э, которые предназначены для эксплуатации на транспортных самолётах Ан-32 в условиях жаркого климата и высокогорных аэродромов, выпускаются на предприятии и сегодня.
На двигателях АИ-20 был достигнут высокий уровень надёжности, позволивший впервые в отечественном двигателестроении установить межремонтный ресурс, измеряемый тысячами часов. Назначенный ресурс модификаций АИ-20К и АИ-20М составляет 20 тыс. часов.
На основе АИ-20 было создано семейство двигателей АИ-24: меньшей размерности, мощностью от 2550 до 2820 л.с. С 1961 года выпущено более 11 тысяч таких ТВД, которые устанавливались на пассажирских самолётах Ан-24, транспортных Ан-26, а также на самолётах Ан-30, предназначенных для специальных работ.
АИ-20Д — форсированный до 5180 л.с. Разработан в 1956 году. Устанавливался на Ан-8, Ан-32, Бе-12.
АИ-20ДК — доработанный для гидросамолёта Бе-12ФС. Устанавливался на Ан-32.
АИ-20ДМЭ (ДМН) — модификация используется в качестве силовой установки в передвижной автоматизированной газотурбинной электростанции ПАЭС-2500.
АИ-20К — для самолёта Ил-18В. Выпускался в 1963—1965 годах.
АИ-20М — форсированный до 4250 л.с. Устанавливался на Ан-12БК, Ан-32, Ил-18Д, Ил-38.
планетарного редуктора
лобового картера
осевого 10-ступенчатого компрессора
кольцевой камеры сгорания
трёхступенчатой осевой турбины
нерегулируемого реактивного сопла
агрегатов, обслуживающих работу двигателя и самолёта
Удельный расход топлива на взлетном режиме:0,259 кг/л.с.ч.
Часовой расход топлива взлетном режиме:1040 кг/ч
Расход воздуха на взлетном режиме:20,9 кг/с
Степень повышения давления:9,32
Температура газов максимальная:не более 720°С
Расход масла:не более 0,5 кг/ч
Масса двигателя:1040 кг
длина:3096 мм
ширина:842 мм
высота:1180 мм
ресурс: до 40 000 мото-часов