АЛ-21Ф-3 (изделие «89») — Одноконтурный одновальный турбореактивный двигатель с форсажной камерой третьего поколения разработанный под руководством Генерального конструктора ОКБ-165 А. М. Люльки. Является дальнейшим развитием ТРД АЛ-21Ф применявшегося в силовой установке первых опытных самолетов Т-6 и отличается от него увеличенной тягой и улучшенными характеристиками. Устанавливался на фронтовой бомбардировщик Су-24, а также на истребители-бомбардировщики Су-17 и МиГ-23Б. По завершению использования в авиации, после доработки и модернизации, двигатели Ал-21Ф3 применяются в качестве приводов наземных энергетических и газоперекачивающих установок производства ФГУП «НПЦ газотурбостроения «Салют».
Работа в ОКБ по двигателям 3-го поколения были начаты в августе 1965 года (главный конструктор — Евгений Сергеевич Фельснер).
Проектирование двигателя было завершено в 1966 году, в том же году были изготовлены первые двигатели, стендовая тяга составляла 8900 кгс.
В 1969 удалось форсировать тягу до 11250 кгс (на 30%).
В 1970 году спроектирован АЛ-21Ф-3 изделие 89. В серийное производство пошел только этот двигатель, с увеличенным количеством ступеней компрессора и тягой. Компрессор создан дозвуковым
В производство его внедрил конструктор Архип Михайлович Люлька вместе с главным инженером Тюменского моторного завода (АО Тюменские моторостроители) Василием Александровичем Комовым.
осевого 14-ступенчатого компрессора(10 направляющих аппаратов с поворотными лопатками (1 входной аппарат, 4 первых ступени и 5 последних)) прямоточной трубчато-кольцевой камеры сгорания с 12 жаровыми трубами 3-х ступенчатой турбины прямоточной трехстабилизаторной форсажной камеры регулируемого всережимного реактивного сопла с расширяющейся частью турбостартера с агрегатами системы автономного запуска коробки приводов агрегатов самолета и двигателя системы регулирования и топливной автоматики систем питания двигателя топливом и маслом, электрооборудования и противообледенения Существовало три серийных варианта состава и компоновки вспомогательных систем двигателя: Т - для Су-24, С - для Су-17М и Б - для МиГ-23Б.
Проектирование двигателя было завершено в 1966 году, в том же году были изготовлены первые двигатели, стендовая тяга составляла 8900 кгс.
В 1969 удалось форсировать тягу до 11250 кгс (на 30%).
В 1970 году спроектирован АЛ-21Ф-3 изделие 89. В серийное производство пошел только этот двигатель, с увеличенным количеством ступеней компрессора и тягой. Компрессор создан дозвуковым
В производство его внедрил конструктор Архип Михайлович Люлька вместе с главным инженером Тюменского моторного завода (АО Тюменские моторостроители) Василием Александровичем Комовым.
осевого 14-ступенчатого компрессора(10 направляющих аппаратов с поворотными лопатками (1 входной аппарат, 4 первых ступени и 5 последних))
прямоточной трубчато-кольцевой камеры сгорания с 12 жаровыми трубами
3-х ступенчатой турбины
прямоточной трехстабилизаторной форсажной камеры
регулируемого всережимного реактивного сопла с расширяющейся частью
турбостартера с агрегатами системы автономного запуска
коробки приводов агрегатов самолета и двигателя
системы регулирования и топливной автоматики
систем питания двигателя топливом и маслом, электрооборудования и противообледенения
Существовало три серийных варианта состава и компоновки вспомогательных систем двигателя: Т - для Су-24, С - для Су-17М и Б - для МиГ-23Б.