Прототипом пушки AM-23 был 12,7-мм пулемет Н. М. Афанасьева, принятый на вооружение вертолетов в сентябре 1953 года. Ещё до принятия на вооружение этого пулемета в КБП были начаты работы по созданию авиационной пушки с автоматикой типа А-12,7 под мощный 23-мм патрон пушки ВЯ конструкции Н. М. Афанасьева и Н. Ф. Макарова. После наземных и летных испытаний пушек в 1951 г. был выбран вариант пушки под патрон НС-23 как более подходящий по своим габаритам и весу для размещения на подвижных установках самолета. Пушка КБП под патрон НС-23, получившая заводской индекс ТКБ-495, успешно выдержала конкурсные испытания с 23-мм пушками 220П (ОКБ-16) и Ш-23 (ОКБ-15), и в мае 1954 г. была принята на вооружение под названием AM-23 (9А036).
Работа автоматики AM-23 основана на принципе отвода газов. В стволе имелось два отверстия: диаметром 6,5 мм для отвода газов в цилиндр газовой камеры и 4 мм для отвода газов к газовому буферу. Пушка в установке крепилась спереди за цапфы пружинного амортизатора и сзади за направляющие коробки. Переднее крепление силовое, заднее — направляющее. Затвор клиновый. Клин перемещался в наклонном (под углом 5° к вертикали) гнезде коробки. Перед началом стрельбы подвижные части находились в крайнем переднем положении.
Для смягчения удара и аккумулирования энергии подвижных частей в их крайнем заднем положении применялся газовый буфер, который имел значительные преимущества по сравнению с пружинным (малые габариты и вес, высокую живучесть, большой коэффициент восстановления). Пушка имела агрегат пневмозарядки, обеспечивающий движение подвижных частей как назад, так и вперед под действием воздуха. Для уменьшения усилия отдачи пушка имела амортизаторы (откатники) пружинного типа. Питание пушки — ленточное, слева или справа.
Габариты пушки AM-23: длина 1467 мм, ширина 166 мм, высота 175 мм (при длине ствола 1000 мм). Вес пушки (без откатников) 43 кг. Темп стрельбы 1200 выстр./мин. Гарантированная живучесть ствола — 6000 выстрелов.
Пушка AM-23 оказалась последней серийной «классической» авиационной пушкой.
Пушка AM-23 устанавливалась на самолетах Ту-16, Ан-8, Ан-12Б, Ил-54, Бе-8, Бе-10, нескольких сериях Ту-95, Ту-142, Ил-76, М-4, 3М. Кроме того, АМ-23 устанавливалась на пограничных катерах проекта 125.
Для смягчения удара и аккумулирования энергии подвижных частей в их крайнем заднем положении применялся газовый буфер, который имел значительные преимущества по сравнению с пружинным (малые габариты и вес, высокую живучесть, большой коэффициент восстановления). Пушка имела агрегат пневмозарядки, обеспечивающий движение подвижных частей как назад, так и вперед под действием воздуха. Для уменьшения усилия отдачи пушка имела амортизаторы (откатники) пружинного типа. Питание пушки — ленточное, слева или справа.
Габариты пушки AM-23: длина 1467 мм, ширина 166 мм, высота 175 мм (при длине ствола 1000 мм). Вес пушки (без откатников) 43 кг. Темп стрельбы 1200 выстр./мин. Гарантированная живучесть ствола — 6000 выстрелов.
Пушка AM-23 оказалась последней серийной «классической» авиационной пушкой.
— БЗ бронебойно зажигательный
— БЗТ бронебойно-зажигательный с трассером
— ОФЗ осколочно-фугасно-зажигательный
— ОФЗТ осколочно-фугасно-зажигательный с трассером
— ПИКС противо-инфракрасный (ИК-помеховый)
— ПРЛ противо-радиолокационный (РЛС-помеховый)
В дальнейшем эти патроны получили наименование «патроны тип АМ-23» и продолжали также использоваться к пушкам ГШ-23.