Сражение у Доггер-банки (1915)

Сражение у Доггер-банки (1915)
  • Page 1 of 1
  • 1
Archive - read only
Сражение у Доггер-банки (1915)
  • WеniZAY
    WеniZAY
    1
    Сраже́ние у До́ггер-ба́нки (англ. Battle of Dogger Bank, нем. Gefecht auf der Doggerbank) — морское сражение, состоявшееся 24 января 1915 года во время Первой мировой войны между германской эскадрой адмирала Франца Хиппера, выполнявшей рейд к Доггер-банке, и английской эскадрой линейных крейсеров вице-адмирала Дэвида Битти, посланной для её перехвата.

    Более сильная британская эскадра вынудила германское соединение покинуть поле боя. Во время сражения тяжёлые повреждения получил флагманский корабль адмирала Хиппера — линейный крейсер «Зейдлиц», на котором после попадания снаряда и последовавшего возгорания боезапаса были уничтожены две кормовые башни главного калибра. Британский командующий адмирал Битти из-за повреждений своего флагмана — линейного крейсера «Лайон» — вынужден был выйти из боя. Командование британским соединением перешло контр-адмиралу Арчибальду Муру. Из-за неразберихи в приказах, не проявив инициативы, Мур сосредоточил свои усилия на потоплении отставшего от немецкой колонны повреждённого броненосного крейсера «Блюхер». В результате сражение имело локальный успех, хотя у британцев были хорошие шансы нанести противнику сокрушительное поражение.

    По результатам боя свои посты потеряли два адмирала. За плохое планирование операции поста лишился командующий Флотом открытого моря Фридрих фон Ингеноль. Попавший в немилость первому морскому лорду Адмиралтейства Джону Фишеру британский адмирал Мур был переведён командовать эскадрой крейсеров, базировавшейся на далёких от основного театра боевых действий Канарских островах.
    1. WеniZAY
      WеniZAY
      2
      Первые месяцы войны показали, что довоенные планы германского командования по ослаблению британского флота путём использования минных постановок и атак подводных лодок себя не оправдали. Германский флот начал использовать тактику набегов линейных крейсеров первой разведывательной группы на британское побережье. Первый набег на Ярмут состоялся 3 ноября 1914 года, а 16 декабря 1914 года германские корабли обстреляли Хартлпул, Скарборо и Уитби. Эти рейды были проведены германским флотом по трём причинам. Во-первых, осенью 1914 года 18 британским линкорам противостояли 17 германских. Часть британского флота могла выйти на перехват германских кораблей. Операции германских линейных крейсеров поддерживались всеми линейными силами Флота открытого моря, поэтому направленные на перехват британские корабли были бы уничтожены, что склонило бы общий баланс сил в пользу германского флота. Во-вторых, обстрел побережья, по расчётам, должен был отрицательно сказаться на моральном духе жителей Великобритании, надеявшихся на защиту своего флота. В-третьих, эти операции служили одновременно и прикрытием для постановки мин непосредственно у побережья противника.

      В результате обстрелов побережья пострадали мирные жители. Эти нападения противоречили практике ведения войны и были осуждены британской общественностью. Набеги стали первыми обстрелами британского побережья со времён войн с Голландией в XVII веке. Адмиралтейство подверглось жёсткой критике за неспособность помешать действиям германского флота. Для противодействия набегам было решено передислоцировать корабли Королевского флота. Перед Рождеством 1914 года линейные крейсера Битти были переведены из Кромарти в Росайт, откуда им было бы легче перехватить следующий рейд. Вместе с ними в Росайте находилась 3-я эскадра линейных кораблей под командованием адмирала Брэдфорда, состоявшая из броненосцев типа «Кинг Эдуард VII».

      К концу 1914 года была сформирована одна из секций Британского Адмиралтейства — «комната 40». 26 августа 1914 года лёгкий немецкий крейсер «Магдебург» сел на камни у острова Оденсхольм в устье Финского залива. Немцы уничтожили все документы и взорвали корабль, но русские водолазы, обследовав дно, обнаружили два экземпляра сигнальной книги, один из которых был передан британцам. В октябре британцы получили книгу кодов для вспомогательных судов, а в ноябре с одного из миноносцев — книгу кодов по коммуникации между кораблями внешних морей и сопровождающими их судами. Благодаря этим книгам британцы сумели расшифровать германские военно-морские коды. Взлом кода позволил читать перехватываемые радиограммы противника. С конца ноября 1914 года «комната 40» начала регулярную дешифровку перехваченных радиограмм. На руку британцам играло и то, что в германском флоте радиограммы нашли широкое применение и этим способом передавались практически все приказы и распоряжения. Впервые использование данных расшифровки попытались осуществить во время вылазки германского флота к британским берегам 16 декабря 1914 года. Британцы, узнав об операции, направили на перехват германских крейсеров линейные крейсера Битти и 2-ю эскадру линкоров. Но они не знали, что в море находился весь Флот открытого моря под командованием фон Ингеноля и немцы имели значительное преимущество в кораблях. Флот Германии, таким образом, получил реальную возможность уничтожить часть британского флота. По словам морского министра Альфреда фон Тирпица, Ингеноль «держал в своих руках судьбу Германской империи», но не смог воспользоваться этим шансом и упустил британские корабли.
  • WеniZAY
    WеniZAY
    3
    Имя «Блюхер» получил заложенный в 1936 году тяжёлый крейсер типа «Адмирал Хиппер». Крейсер вступил в строй в самом начале Второй мировой войны и был потоплен норвежскими береговыми батареями при попытке высадить десант в Осло во время проведения операции «Везерюбунг».

    В честь старшины Вильгельма Хайдкампа, затопившего кормовые погреба «Зейдлица», был назван заложенный 14 декабря 1937 года в Киле эскадренный миноносец Z-21.
    • Page 1 of 1
    • 1
    Search:
    Сражение у Доггер-банки (1915)
    2024 Hosted by uCoz
    Запрещено использование материалов сайта без прямой ссылки на источник. Все права защищены.