Бугаку (яп. 舞楽, букв. «танцевальный театр», «танец и музыка») — японское танцевально-музыкальное представление. Является частью гагаку — исполнительских традиций, которые независимо от происхождения и форм опекаются Императорским двором. Бугаку до конца периода Хэйан (794—1185) существовал только как придворный театр, а затем стал частью буддийских ритуалов и синтоистских обрядов и праздников во всей Японии, вместе с тем сохраняя свой статус при дворе.
В рамках бугаку впервые был разработан и применён дзё-ха-кю (вступление-развитие-завершение) — композиционно-ритмический принцип, ставший универсальным и для других театральных форм Японии. Современный репертуар бугаку составляют как масочные, так и безмасочные танцы.
Изначально сцена бугаку организовывалась на открытом воздухе в пределах императорского дворца либо другой дворцовой постройки, позднее — на территории храмов и святилищ. В некоторых случаях (на период совершения ритуалов или праздников) сооружались временные подмостки произвольного размера из четырёх фрагментов, которые крепились в единую конструкцию и легко разбирались. Уже в VII веке сформировались два типа сцены бугаку: така-бутай («высокие подмостки») и сики-бутай («сцена-настил»). Така-бутай — квадратная деревянная сцена-коробка высотой около 90 см и площадью 7,32×7,32 м, обрамлённая ярко-красной балюстрадой высотой 61 см. К двум противоположным сторонам така-бутай подходят две лестницы шириной 1,8 м с ярко-красными перилами (в некоторых случаях лестниц бывает четыре: по две с каждой из двух сторон).
Сики-бутай — настил, на котором происходит спектакль бугаку и который устанавливается поверх така-бутай, на земляной площадке или на сцене современного театра. Представляет собой состоящий из двух частей подиум, изготовленный из японского кипариса, высотой от 17,5 до 25 см и размерами 5,5×5,5 м. Сики-бутай всегда имеет одинаковое покрытие из тяжёлого камчатого зелёного полотна с цветочным рисунком. Остающееся пространство между ним и балюстрадой така-бутай по всему периметру накрывается плотным белым полотном. Иногда сики-бутай по углам также обрамляется балюстрадой. В случае, если спектакль проходит на открытом воздухе, устанавливаются две временные четырёхугольные завесы, служащие актёрам уборными (гакуя).
В общем случае специальных мест для зрителей не предусмотрено: они свободно располагаются вокруг сцены. Когда представление устраивается в императорском дворце, гости располагаются на стульях, а члены императорской фамилии — на почётных местах, изолированных от публики.
В рамках бугаку впервые был разработан и применён дзё-ха-кю (вступление-развитие-завершение) — композиционно-ритмический принцип, ставший универсальным и для других театральных форм Японии. Современный репертуар бугаку составляют как масочные, так и безмасочные танцы.
Сики-бутай — настил, на котором происходит спектакль бугаку и который устанавливается поверх така-бутай, на земляной площадке или на сцене современного театра. Представляет собой состоящий из двух частей подиум, изготовленный из японского кипариса, высотой от 17,5 до 25 см и размерами 5,5×5,5 м. Сики-бутай всегда имеет одинаковое покрытие из тяжёлого камчатого зелёного полотна с цветочным рисунком. Остающееся пространство между ним и балюстрадой така-бутай по всему периметру накрывается плотным белым полотном. Иногда сики-бутай по углам также обрамляется балюстрадой. В случае, если спектакль проходит на открытом воздухе, устанавливаются две временные четырёхугольные завесы, служащие актёрам уборными (гакуя).
В общем случае специальных мест для зрителей не предусмотрено: они свободно располагаются вокруг сцены. Когда представление устраивается в императорском дворце, гости располагаются на стульях, а члены императорской фамилии — на почётных местах, изолированных от публики.