Левитан работал над полотном в течение нескольких лет: первый вариант был датирован 1891 годом, а окончательная версия была готова в 1895 году. В 1896 году картина экспонировалась на 24-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), открывшейся в Петербурге; в том же году она была приобретена у автора меценатом и коллекционером Михаилом Морозовым. В 1910 году по завещанию Морозова картина была передана в Третьяковскую галерею.
Полотно «Свежий ветер. Волга» относят к серии «жизнеутверждающих, бодрых произведений» Левитана 1895—1897 годов, в которую, кроме него, включают картины «Март» (1895), «Золотая осень» (1895), «Весна. Большая вода» (1897) и другие. Искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов писал, что эта картина передаёт «праздничную картину бытия», в ней «всё полно жизни, её весёлого и сильного дыхания, её ритма, который выражает этот свежий ветер среди водного простора»[6]. По словам искусствоведа Фаины Мальцевой, Левитану удалось выбрать «мотив, в котором могучая красота волжского пейзажа раскрывалась во всём своём сверкающем блеске».
Полотно «Свежий ветер. Волга» относят к серии «жизнеутверждающих, бодрых произведений» Левитана 1895—1897 годов, в которую, кроме него, включают картины «Март» (1895), «Золотая осень» (1895), «Весна. Большая вода» (1897) и другие. Искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов писал, что эта картина передаёт «праздничную картину бытия», в ней «всё полно жизни, её весёлого и сильного дыхания, её ритма, который выражает этот свежий ветер среди водного простора»[6]. По словам искусствоведа Фаины Мальцевой, Левитану удалось выбрать «мотив, в котором могучая красота волжского пейзажа раскрывалась во всём своём сверкающем блеске».